SBTG.RU — Организация интернет-трансляций 

alt-vision.ru - Почему люди ничего не могут сделать сами. На примере Пустых Холмов.

Пустые Холмы 2010

timur-1.jpgtimur-2.jpgtimur.jpg

Тимур Чудутов (организатор фестиваля Пустые Холмы):

На самом деле, то, чем мы занимаемся – просим деньги на фестиваль, несколько не входит в нашу общекультурную концепцию. По крайней мере, в нашей стране это не принято. А мы это делаем достаточно энергично, активно, с чувством собственного достоинства и часто, я думаю, оказываемся непонятыми. Почему эти люди просят деньги?

Я просто хочу рассказать, как я это сам понимаю. Почему мне не стыдно просить денег. Дело в том, что фестиваль Пустые Холмы – это фестиваль народный. За ним нет какой-то силы, вышестоящей организации  и т.д. – это проявление творческой воли людей. Исторически он возник так: люди собрались, у них было желание что-то сделать. И вот они что-то сделали…

Я фестиваль Пустые Холмы люблю. Для меня самое главное, что это уникальный пример того, что люди собрались и что-то сделали сами. Можно сказать, что это формальный пример [общественной] самоорганизации. Это сетевой проект. Не иерархический, а сетевой. Я считаю, я абсолютно уверен, что в нашей стране таких проектов очень не хватает – очень мало примеров, когда люди могут сделать что-то самостоятельно. На горизонтальном уровне. Именно поэтому я вкладываю в проект Пустые Холмы свои личные силы, и вкладываю их много. Потому что я считаю очень важным, чтобы такой пример просто был.

Теоретически самый простой ход, который обычно реализуется в таких культурных проектах – это взять денег либо у государства, либо у корпораций. Почему мы не идем по этому пути? Ведь, в принципе, он работает: есть массу примеров прекрасных фестивалей, которые сделаны на спонсорские деньги или на федеральные деньги. И это хорошо: потому что корпорации должны участвовать в культурной жизни страны и государство должно поддерживать культуру…

Но Пустые Холмы – это история про другое.  Это история про то, что люди что-то могут сделать своими собственными усилиями. Каждый человек не ноль, а некая единица, которая может что-то сделать.

Вот почему мы всегда обращаемся за помощью к людям.

Поскольку фестиваль делается людьми за собственный счет. Не для того, чтобы заработать зарплату, а наоборот люди тратят свою энергию, свои силы – мы всегда все делаем очень дешево. Наши бюджеты в десять раз меньше, чем у фестивалей аналогичного масштаба. Потому что гигантское количество ресурсов люди просто достают своих – это, прежде всего, свой труд.

Но, тем не менее, конечно же, деньги фестивалю нужны. Нужны деньги для того, чтобы оплачивать самые простые вещи. Например, стройматериалы. Мы работаем с самыми дешевыми стройматериалами, придумываем разные хитрости – но они нужны. Если у нас не будет денег, допустим, на доски, если не будет мостов… Понятно, чем такие истории кончаются. Нужны деньги на медицину, потому что вопрос безопасности он так или иначе должен быть решен. Мы можем, если встанет так вопрос: медицинские расходы в любом случае пойдут первой статьей. Нам нужны оборотные средства, чтобы организовать собственную торговлю - просто если мы пригласим коммерчески организации, которые будут продавать еду, пиву, то прибыль уйдет им, а мы возьмем небольшую аренду. Потому что коммерческие организации приезжают для того, чтобы заработать, а не для того, чтобы делать фестиваль. Если мы найдем оборотные деньги, чтобы самим организовать торговлю, то деньги пойдут в бюджет фестиваля, на оплату наших прямых расходов.
Следующий важный момент – в принципе, фестиваль можно сделать очень дешево. Вот есть прекрасная поляна,  берем ставим здесь одну большую сцену, привозим на нее 150 хороших музыкантов и рядом ставим пивную палатку. И все будет замечательно работать. Может даже именно так и стоит поступить. Но мы делаем совершенно другую вещь: мы ставим много сцен: две большие сцены, фольклорная поляна, свободная сцена, электро-театр, мастер-классы и т.д.  Можно без всего этого сделать фестиваль? Можно. Но это будет совершенно другое явление. Конечно, каждая сцена – это дополнительные расходы: на билеты для музыкантов, оборудование, стройку. Нужно ли все это? Вопрос открытый.
Почему мы делаем так? Допустим, ставим мы одну большую сцену – собирается вокруг нее 10 тысяч человек. И люди просто лягут на пенки, будут лежать и смотреть.  И это будут не Пустые Холмы. Потому что за счет того, что у нас много сцен, добиваемся того, что люди ходят, перемещаются из пространства в пространство. И это не пассивный потребитель, который лег, грубо говоря, и щелкает пультом. А активный человек, который гуляет, пытается выбирать. С точки зрения общей атмосферы фестиваля – эта прогулка по ночному лесу важнее, чем просто возможность спокойно подряд слушать некое количество команд. Потому что главное, что наш фестиваль несет – некое прозрение, что у нас есть природа, в нашей стране она такая, есть реки, можно пить из них воду, можно жить в палатках. За счет этого эффекта, когда человек проходит эти расстояния пешком – ощущение от музыки оно глубже, оно интенсивной. Поэтому когда на Холмах концерты получаются – энергетика просто бешенная.
Вот эта идея попросить денег на какое-то мероприятие – находится абсолютно вне контекста нашей культуры. Люди к этому не привыкли: с одной стороны, человек не понимает, как он может попросить, а с другой – человек по ту сторону монитора, не понимает, как он может дать. Ведь, в принципе, действительно, делаем общее дело – это же нормально, что взяли люди скинулись,  сделали что-то хорошее. Почему надо обязательно все деньги спустить на какой-нибудь ширпотреб… Можно сделать гораздо больше хороших вещей если бы люди реагировали на некие общинные потребности. Я так себе это представляю: вот, решили люди в старые времена, что им нужен мост, пошли насобирали по дворам – построили. Этой практике сейчас нет. Народного коллективизма в нашей стране – его нет. Люди не понимают. Как это возможно.

Я такой человек, что мне не стыдно попросить деньги. Почему? Потому что, во-первых, я сам много даю фестивалю, во-вторых, я знаю, что эти деньги пойдут на некое общее дело. Но большая часть людей на это просто не способна. Казалось бы напиши у себя в ЖЖ: «Мне нужны деньги, чтобы привести хороших музыкантов, сделать качественный звук…» Но человек не понимает. Что я попрошайка какая-нибудь? Я что бомж, чтобы деньги просить? Цыганин из метро? Кто? И этот барьер он очень мощный, люди практически не в состоянии его преодолеть. На самом деле, людей, которые могут «аскнуть» - попросить денег на фестиваль  - их очень мало. Это с одной стороны – культурный барьер.
А с другой стороны, слушает все это обычный человек – у него нет этой практики. Нет этого ощущения, что некую часть своего дохода он должен отдать на общественно значимые дела. Детям в детские дома отдать, например. Он даже не понимает, что если ты им дашь игрушек, еды… Они не пойдут потом …. убивать, грабить и насиловать. Лучше сейчас дать немного денег на игрушки, чем потом разбираться с зонами.

Это практика. Он, допустим, считает: «Вот здоровые лбы, сами могут заработать – не хочу им денег давать. Лучше пойду и отдам детям больным раком». Отлично – пусть отдаст детям. Просто важно, чтобы в сознании людей появился этот навык, что ты не сам по себе существуешь, а ты часть общества. И общества есть общественные потребности. Надо платить налоги. Люди должны скидываться и делать что-то хорошее: чтобы в школах были цветы, в больницах – нормальные условия.  Это нужно. Просто «Пустые Холмы» - это хороший пример. Пространство, где человек может этот барьер преодолеть. Он может понять, что дать денег на общественные нужды, это: а) просто b) полезно c) приятно. Потому что любой заработанный рубль он все равно будет потрачен, так или иначе: пропит, прожит, потерян, обменен на какие-то, в принципе, бесполезные вещи. Потому что у человека этого навыка нет – он не ощущает себя частью общества. Он считает себя атомом, потому что для него общество синоним государства. А от государства надо прятать доходы, ныкать зерно, уходить от налогов. Потому что люди, государству не верят. Общества не существует. Человек живет в своем подъезде, кто у него соседи не знает, если узнает – постарается с ними не общаться. Нет общества – не существует. Мы атомизированы. Это опасно. Снижается сопротивление – если у общества нет внутренней силы, оно не может сопротивляться опасности.

Этот навык он очень нужен. Совместных действий ради какой-то понимаемой, осознаваемо важной цели. Я верю, что люди услышат нас и поймут, что это важно. Человек послушает и скажет: «Да, это важно, чтобы на Холмах была медицина», - и даст, ну например, 10 тысяч рублей. На эти деньги мы купим бинты, ими перебинтуют людей, которые поранят ноги. Это же правильно, это хорошо. Я верю, что в какой-то момент люди этот барьер преодолеют и начнут тратить часть своих денег на какие-то общественно полезные дела.

Смотреть: alt-vision.ru - Почему люди ничего не могут сделать сами. На примере Пустых Холмов.
Просмотры : 3028 , уникальных: 2377
Размер: высокое 99.71 Мб, низкое 0 Мб
Рейтинг: 2

Новое в разделе: Видео с концертов и прочее от SBTG.RU



  регистрация
Сурганова и Оркестр. Курица
Cмотреть Курица
Курица
Алексей Архиповский. Восточная
Cмотреть Восточная
Восточная
Паспортный стол. Сантаниада (МексиканкиНеНосятСари)
Cмотреть Сантаниада (МексиканкиНеНосятСари)
Сантаниада (МексиканкиНеНосятСари)